Дворцовые залы, картинные галереи, площади и парки встречают сегодня туристов замершие, застывшие, словно не живые. А когда-то тут плелись интриги, проливалась кровь, расцветала запретная страсть.
Мы расскажем о том, какие достопримечательности в пяти европейских городах помнят шаги и лица самых знаменитых авантюристов своего времени, притворщиков и обманщиц, сводивших с ума города и страны. Отправляйся в путешествие вместе с нами!
Бьянка Капелло – Флоренция, сады и виллы
Прелестная Бьянка – одна из самых знаменитых женщин Возрождения – получила у своих завистливых современниц прозвище Ла Стрега (колдунья). Дочь венецианского патриция рано потеряла мать и выросла более вольной, чем было принято в XVI веке. В 15 лет Бьянка, похитив драгоценности отца, сбежала из дома со своим возлюбленным, бедным клерком Пьетро Бонавентури, во Флоренцию.
Жизнь в нищете, под угрозой ареста или даже смерти за семейный позор, не понравилась ни девушке, ни ее жениху. Надеясь получить протекцию у принца Франческо де Медичи, Пьетро организовал встречу монарха со своей девушкой. Когда принц, как будто случайно, зашел в Казино Медичео на Пьяцца ди Сан-Марко, Бьянка рухнула на колени и попросила у него защиты от врагов. Защита была обещана, и скоро между правителем и Бьянкой завязался роман.
Пьетро не горевал! Получив от принца теплую должность, он принялся приударять за знатными девушками. Кончилось это тем, что родные одной несчастной девицы по имени Кассандра наняли убийц, зарезавших наглеца. Девушку, кстати, они убили тоже.
Бьянка же наслаждалась жизнью с Франческо, который дарил ей виллы и сады, не обращая особого внимания на свою ревнивую жену, Иоанну Австрийскую. Тем более Иоанна никак не могла родить ему сына. А Бьянка родила. Вот только через какое-то время выяснилось, что хитрая женщина наняла трех беременных и выдала за своего ребенка первого же родившегося мальчика. Сила ее чар была такова, что Франческо не отказался от любимой, да и приемного, по сути, мальчика Антонио дарами не обошел.
Когда Иоанна умерла родами (по слухам, от яда) Франческо, наконец, обручился с Бьянкой и добился, чтобы венецианцы дали ей титул «дочери святого Марка», что делало ее достаточно знатной для флорентийской короны. Счастливая Бьянка подарила давно простившему беспутную дочь отцу дом во Флоренции и пристроила ко двору брата Витторио, немедленно запустившего руки в казну. Она разделяла интерес своего супруга к физике с химией и зналась с магами и колдунами, что утвердило мнение о ней как о колдунье.
Роман, несмотря на всеобщую ненависть, продлился 24 года. Супруги умерли в один день, как выяснилось позже, отравленные братом Франческо, кардиналом Фердинандом. Мстительный деверь заодно добился, чтобы Бьянку похоронили в неизвестном месте, подальше от могилы супруга.
Гуляя по Флоренции, обязательно взгляни на дворец Каппелло, подарок принца Бьянке, стоящий неподалеку от его резиденции, палаццо Питти. Пройдись вдоль реки Арно, куда ревнивая Иоанна однажды при встрече чуть не скинула любовницу мужа. Прогуляйся по садам Орти Оричелли, полюбуйся на виллу Пратолино Сан-Донато – еще два подарка влюбленного принца.
Джакомо Казанова – Венеция, дворцы и тюрьмы
Джакомо Джироламо Казанова родился в Венеции на улице делла Коммедиа (в настоящее время ул. Малипьеро), неподалёку от церкви св. Самуила. Казанова хорошо учился, был обаятелен и легко находил себе знатных покровителей. Первым таким стал пожилой сенатор Алвизо Малипьеро, владелец Палаццо Малипьеро. Впрочем, они с юношей быстро рассорились из-за женщины.
В юные годы Джакомо, с изрядным внутренним отвращением, пытался сделать карьеру церковного юриста. Но страсть к красивым женщинам и азарт игрока не давали ему покоя, и в 1743 году он впервые побывал (за долги) в венецианской тюрьме, в форте св. Андрея.
Поинтриговав среди священнослужителей (например, он тайком передавал письма влюбленных священников), Казанова попробовал себя в роли солдата, затем стал игроком, а потом скрипачом в венецианском театре Сан-Самуэле. В этот период он спас жизнь сенатору Брагадину. (Сенатора лечили ртутными припарками, от которых ему почему-то не делалось легче, а Казанова догадался их отменить).
Брагадин усыновил сообразительного молодого человека и осыпал его золотом. Счастливый Казанова во дворце Брагадина взялся за то, что у него получалось лучше всего – за аморальный образ жизни, и в 1797 году ему пришлось бежать из Венеции по обвинениям в воровстве, чернокнижии и богохульстве, а также изнасиловании (вот последнее обвинение оказалось ложным).
После успешного и не менее аморального европейского турне Казанова вернулся в Венецию и немедленно угодил в очередную тюрьму, но уже для знатных узников. Пьомби („Свинцовая тюрьма“) находилась на верхнем этаже восточного крыла Дворца дожей. Казанова ухитрился сбежать из тюрьмы, да так ловко, что иезуиты потом вежливо просили у него поделиться секретом побега.
Он не мог вернуться на родину еще 18 лет. А когда, наконец, в 1774 году, возвратился, желчный характер, проявленный в памфлете, привел к тому, что его снова изгнали. Умер герой-любовник вдали от родины, в Богемии (Чехия).
Оказавшись в Венеции, не упусти из виду особняк Малипьеро, он выходит окнами прямо на Большой канал, это дом под номером 3201, до сих пор украшенный гербом семейства Малипьеро. Экскурсия по Дворцу дожей включает в себя посещение тюрьмы Пьомби. Дворец Брагадина также прекрасно сохранился, в нем, кстати, сегодня размещен отель.
Алессандро Калиостро – Лондон, ложи и лаборатория
Жулик и мистик, Калиостро очень рано начал колесить по Италии, Европе и всему миру. Одним из городов, которые хорошо запомнили смуглолицего, широкоплечего иностранца, говорившего на трех или четырех языках – и на всех с ужасным акцентом – стал Лондон.
Хотя началось знакомство неприветливо. Семейство Калиостро (тогда еще – Бальзамо) поселилось в Сохо. Алессандро планировал зарабатывать живописью. Затея не удалась, художник погряз в долгах. Местный хитрован помог Калиостро шантажом развести на сотню фунтов квакера, которого Алессандро как бы случайно застал в неловком положении со своей красавицей-женой Серафиной. Напарник кинул Алессандро, украв всю незаконную выручку, и вскоре тот оказался в долговой тюрьме. Выручило его то, что верной Серафине удалось, молясь в церкви, разжалобить знатного англичанина, случайно оказавшегося католиком. Лорд выплатил долги Калиостро и даже дал ему работу – расписать стену в его имении. Правда, вместо этого Алессандро совратил дочь лорда, и тут уж супругам Бальзамо пришлось срочно бежать из страны.
В 1777 году, через пять лет, Калиостро вернулся в Лондон громко и триумфально, под видом великого мага, астролога и целителя. Пальцы его были унизаны драгоценными перстнями, а Серафина нарядилась по последней парижской моде. Калиостро поселился в доме № 4 на Уиткомб-стрит, где соорудил алхимическую лабораторию. Слухи о его чудесных способностях быстро распространились по городу. Говорили, что Калиостро вызывает души умерших, превращает свинец в золото, читает мысли, создает драгоценные камни и угадывает счастливые номера лотерейных билетов.
Калиостро заморочил головы даже английских масонов. Его приняли в масонскую ложу в Сохо, на Джерард-стрит. Это была довольно скромная ложа, куда входили цирюльники, да хозяева пабов, так что Калиостро стал в ней звездой. А когда на рынке ему попался в руки загадочный манускрипт, и он заявил, что нашел историю истинного происхождения масонства, поспорить с ним было некому. Калиостро основал собственную ложу, Египетскую, и, конечно, не забывал брать деньги с участников.
Подвели Калиостро, как ни странно, лотерейные билеты. Неудачливые покупатели осаждали его дом, и скоро его снова ненадолго бросили в тюрьму. После этого он предпочитал искать счастья других краях, в том числе, в России, а умер в тюрьме итальянской, то ли от яда, то ли от эпилепсии.
Твои цели в Лондоне – бешеный квартал Сохо, откуда Калиостро начинал знакомство с Лондоном, и пешеходная зона на Лестер-сквер, центр ночной жизни и шоу-бизнеса, где Калиостро морочил голову скромным масонам. А на месте его квартиры сегодня расположено крыло Национальной художественной галереи – одного из известнейших музеев Лондона.
Лола Монтес – Мюнхен, дворец и университет
Лола Монтес, в девичестве Мария Долорес Гильберт, родилась в Ирландии в 1821 году. С детства Мария была упрямой маленькой хулиганкой, с которой не могли совладать родные. Рассказывали, что однажды во время церковной службы она украсила парик джентльмена впереди себя цветами, а в другой раз пробежалась по улице голышом.
В 16 лет Лола сбежала от пытавшихся приструнить ее родных с британским лейтенантом. Через пять лет она рассталась с ним в Калькутте и начала карьеру куртизанки и танцовщицы. Она выступала по всей Европе, представляясь, для имиджа испанкой – отсюда и псевдоним. Говорили, что среди ее любовников и покровителей были, например, Ференц Лист и Дюма Старший.
Наконец, в 1846 году странствия привели Лолу в Мюнхен, где она познакомилась с Людвигом I, королем Баварии. Легенда гласит, что при встрече монарх нагло спросил, настоящая ли у нее грудь, а Лола решительно разорвала на себе платье вместо ответа. Лола стала любовницей короля, и ее тут же возненавидели окружающие. Иностранка, танцовщица, непонятного происхождения… Тем не менее, Людвиг дал ей титул графини Ландсфельд и немалое содержание.
Лола начала влиять на любовника в области политики. Она подталкивала короля против ордена иезуитов, в сторону большей либеральности. Студенты Мюнхенского университета (сплошь молодые горячие мужчины, как вы понимаете) поделились на две фракции в своем отношении к Лоле. Говорят, что их стычки сыграли важную роль в начале революций 1848 года. Лола тогда уговорила любовника прикрыть университет вовсе!
Правда, позже Людвигу пришлось открыть заведение, а затем и отречься от престола. Король ушел на покой, и не позвал с собой подругу. Лола перебралась в США, в Австралию, снова в штаты, и, наконец, в 42 года умерла от сифилиса.
Помимо Мюнхенского университета, память о Лоле в Мюнхене сохранилась в Галерее красавиц. Эта картинная галерея находится во дворце Нимфенбург. Серию портретов красавиц выполнил Йозеф Штилер по заказу короля Людвига I, и изображение Лолы, конечно, есть среди них.
Балтазар Косса – Пиза, собор
Бальтазар родился на одном из островов Неаполитанского королевства в благородной, но обедневшей семье. Изначально он выбрал военную карьеру, хотя позже злые языки утверждали, что он начал свой путь попросту с пиратства. Недаром двоих его братьев казнили за это преступление.
В какой-то момент Косса решил, что на суше то ли безопаснее, то ли доходнее. Он изучил юриспруденцию в университете Болоньи и поступил на службу Папы Римского Бонифация IX. В это время католическую церковь трясло, так что пап было сразу двое: один в Авиньоне, другой в Риме. При Папе Римском Косса постепенно дорос до папского легата, одновременно покровительствуя итальянской организованной преступности! Он покрывал банду грабителей, а те припугивали его конкурентов.
В 1408 году Косса стал одним из семи кардиналов, которые бросили римского Папу и собрались в совете Пизы с такими же товарищами, бросившими Папу авиньонского. Они собрались прекратить раскол… И решительно избрали третьего Папу, пизанского! Этот бедолага, Александр V, на свете не зажился. Так что в 1410 году третьим Папой стал сам Косса под именем Иоанна XXIII.
Коссу признали Франция, Англия, Богемия и Португалия, часть священной Римской Империи и некоторые итальянские города-государства, включая Флоренцию и Венецию. Он укрепился в Пизе и начал оборотисто вести дела. Так, Косса сделал официальным папским банком банк Медичи, а еще принялся торговать индульгенциями – это, считай, деньги из ничего. Бальтазар продержался на папском престоле пять лет, но, понятно, долго веревочка виться не могла.
Когда в 1413 году началась борьба за низложение Коссы, от обвинений в его адрес у, в общем, не очень-то высокоморальных жителей XV века, волосы дыбом встали. Тут тебе и отравление предыдущего папы Александра V, и изнасилование трёхсот монахинь, сексуальная связь с женой своего брата и монахами, растление целой семьи, состоявшей из матери, сына и трех сестер, причем самой старшей из них было всего двенадцать лет, торговля епископскими кафедрами и даже отлучениями; пытки тысяч невинных людей в Болонье и Риме…
Как ни странно, в 1419 году оборотливый Иоанн ухитрился умереть своей смертью и не в тюрьме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий