Россияне до сих пор неоднозначно относятся к репрессиям в СССР: в 2015 году 45 % опрошенных оправдывают сталинские карательные меры — это выяснил «Левада-центр».
Ещё три года назад такой точки зрения придерживались почти вдвое меньше, 25 % респондентов. Треть россиян сегодня относятся с уважением к Иосифу Сталину. Тем не менее в Москве уже почти 15 лет работает музей ГУЛАГа, – его основал в 2001 году историк и писатель Антон Антонов-Овсеенко, который и сам прошёл через сталинские лагеря как сын врага народа. За годы работы постоянно пополнявшейся экспозиции стало тесно в маленьких залах здания на Петровке, поэтому в 2014 году для музея началась перестройка нежилого здания в 1-м Самотёчном переулке. В эти выходные музей открывается для всех желающих.
Обновлённый Музей истории ГУЛАГа занимает более трёх тысяч квадратных метров. Слева от его входа открылось кафе «Кофе пью» с блестящей кафельной плиткой, а справа располагаются сейфы, в которых можно оставить вещи, и книжный магазин. Красный кирпич фасада обшили медью, которая должна со временем окислиться и полностью почернеть. По словам организаторов, траурные моменты истории сложнее уместить в музейном пространстве, если не разбавлять мрачное содержание экспозиции за счёт интерьера.
Экспозиция музея начинается на втором этаже и состоит из восьми залов. Тематические зоны соединяют лестничные подъёмы, и посетители время от времени оказываются над музейными объектами. Так, по словам директора музея Романа Романова, получается абстрагироваться от чересчур эмоционального восприятия.
Ещё три года назад такой точки зрения придерживались почти вдвое меньше, 25 % респондентов. Треть россиян сегодня относятся с уважением к Иосифу Сталину. Тем не менее в Москве уже почти 15 лет работает музей ГУЛАГа, – его основал в 2001 году историк и писатель Антон Антонов-Овсеенко, который и сам прошёл через сталинские лагеря как сын врага народа. За годы работы постоянно пополнявшейся экспозиции стало тесно в маленьких залах здания на Петровке, поэтому в 2014 году для музея началась перестройка нежилого здания в 1-м Самотёчном переулке. В эти выходные музей открывается для всех желающих.
Обновлённый Музей истории ГУЛАГа занимает более трёх тысяч квадратных метров. Слева от его входа открылось кафе «Кофе пью» с блестящей кафельной плиткой, а справа располагаются сейфы, в которых можно оставить вещи, и книжный магазин. Красный кирпич фасада обшили медью, которая должна со временем окислиться и полностью почернеть. По словам организаторов, траурные моменты истории сложнее уместить в музейном пространстве, если не разбавлять мрачное содержание экспозиции за счёт интерьера.
Экспозиция музея начинается на втором этаже и состоит из восьми залов. Тематические зоны соединяют лестничные подъёмы, и посетители время от времени оказываются над музейными объектами. Так, по словам директора музея Романа Романова, получается абстрагироваться от чересчур эмоционального восприятия.
СТОИМОСТЬ БИЛЕТА — 200 рублей, для льготников — 50 рублей
РЕЖИМ РАБОТЫ: ежедневно с 11:00
до 19:00, в четверг с 12:00 до 21:00, понедельник — выходной
до 19:00, в четверг с 12:00 до 21:00, понедельник — выходной
Первые залы организаторы частично стилизовали под помещение лагеря. Здесь использованы не только изобразительные атрибуты вроде света, дверей и тюремных нар, но и звук: композитор Ольга Шайдуллина соединила гул тюрем и шумы лагерей в одну звуковую дорожку. Динамики во всей экспозиции потайные. На стенах висят экраны, на которые транслируется видеоряд с расстрельными списками, документальным кино и хроникой.
Чтобы не нарушить логику экспозиции, нужно спуститься по лестнице с другой стороны. Тогда посетитель попадает во второй зал, «ядро выставки» с памятными предметами заключённых и записями, которые им удалось сделать на подручных предметах. Верхний этаж зала, по замыслу авторов, должен продемонстрировать то, как репрессии преподносила власть. Здесь висят пропагандистские плакаты и экраны, на которых планируют транслировать хронику показательных процессов и интервью их жертв. Также есть интерактивная зона: например, посетитель может собрать Беломорско-Балтийский канал. Отодвигая и переставляя пазлы, как в игре «пятнашки», он продвигается по истории работы в исправительном лагере.
Чтобы не нарушить логику экспозиции, нужно спуститься по лестнице с другой стороны. Тогда посетитель попадает во второй зал, «ядро выставки» с памятными предметами заключённых и записями, которые им удалось сделать на подручных предметах. Верхний этаж зала, по замыслу авторов, должен продемонстрировать то, как репрессии преподносила власть. Здесь висят пропагандистские плакаты и экраны, на которых планируют транслировать хронику показательных процессов и интервью их жертв. Также есть интерактивная зона: например, посетитель может собрать Беломорско-Балтийский канал. Отодвигая и переставляя пазлы, как в игре «пятнашки», он продвигается по истории работы в исправительном лагере.
После очередного лестничного пролёта попадаешь в следующее пространство выставки. Его частично занимает белый пятигранник с информацией о громком «Деле врачей». В пятигранник можно войти, внутри обустроена тёмная комната с экранами, на которых идёт хроника процесса освобождения заключённых. Центральное место напротив пятигранника занимает огромный киноэкран с трансляцией похорон Сталина.
В нише под площадкой третьего этажа устроен кинозал с деревянными скамьями. Там посетителям покажут интервью реальных жертв или свидетелей работы репрессивных лагерей. По словам Романа Романова, архива фильмов хватит надолго, прежде чем они начнут повторяться.
Над кинозалом — последняя часть экспозиции, посвящённая переосмыслению событий политических репрессий в наше время. Здесь же находится ещё одна интерактивная зона. По итогам размышлений и собственных впечатлений желающие смогут ответить на несколько философских вопросов и прикрепить свой ответ здесь же, на стене.
Над кинозалом — последняя часть экспозиции, посвящённая переосмыслению событий политических репрессий в наше время. Здесь же находится ещё одна интерактивная зона. По итогам размышлений и собственных впечатлений желающие смогут ответить на несколько философских вопросов и прикрепить свой ответ здесь же, на стене.
Четвёртый этаж занимает библиотека с возможностью онлайн-доступа к любым материалам по истории политических репрессий в СССР. Здесь посетители смогут заниматься любой исследовательской деятельностью, а также обратиться за необходимой консультацией к научному сотруднику музея.
На пятом этаже — терраса, открытая летом и закрытая в холодное время года. Внизу посетителю открывается вид на Москву и «Сад памяти», работа над которым начнётся уже этой весной. Там высадят деревья и кусты, которые окружали заключённых в лагерях.
На пятом этаже — терраса, открытая летом и закрытая в холодное время года. Внизу посетителю открывается вид на Москву и «Сад памяти», работа над которым начнётся уже этой весной. Там высадят деревья и кусты, которые окружали заключённых в лагерях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий