четверг, 26 ноября 2015 г.

1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса

В начале 1900-х годов фотограф Эдвард С. Кертис приступил к реализации масштабного проекта — документирования жизни коренных американцев, не попавших под влияние западного общества. Итогом его поездки по Соединенным Штатам стала серия книг из 20 томов «Североамериканские индейцы» с почти 2 000 фотографий.

Коренные американцы


Недавно, сто с лишним лет спустя был опубликован 1-й том, и мы имеем возможность посмотреть на портреты коренных американцев начала 1900-х годов.
Хопи — индейский народ, проживающий на площади 12 635 кв.км. в резервации Хопи на северо-востоке Аризоны. По всеамериканской переписи 2000 года население резервации хопи составляло 6 946 человек. Фотография 1905 года. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Хопи — индейский народ

Слева— представитель племени индейцев Мохаве, проживающих в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо. Одет в одежду из кроличьей кожи, 1907 год. Справа — представитель племени Якима, 1910 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Слева— представитель племени индейцев Мохаве, проживающих в настоящее время в двух резервациях на реке Колорадо. Одет в одежду из кроличьей кожи, 1907 год. Справа — представитель племени Якима, 1910 год


Индейцы из племени Навахо, 1904 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Индейцы из племени Навахо


Апачи — собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев. Апаче были кем-то наподобие ниндзя в Америке. Фотография 1906 года. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Апачи — собирательное название для нескольких культурно родственных племён североамериканских индейцев


Индеец из племени на северо-западе Аляски, 1929. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Индеец из племени на северо-западе Аляски


Мужчины племени навахо. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Мужчины племени навахо


Многим нравятся индейские имена. Нравятся своей образностью, красотой и смыслом. Слева — Черные Волосы, справа — Красное Облако, 1905 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Многим нравятся индейские имена. Нравятся своей образностью, красотой и смыслом


Справа — Восседающий Филин, слева — девушка из древнего поселения индейцев, расположенного неподалеку от города Таос в американском штате Нью-Мексико, 1905 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Справа — Восседающий Филин, слева — девушка из древнего поселения индейцев, расположенного неподалеку от города Таос в американском штате Нью-Мексико


Индейцы — общее название коренного населения Америки. По данным на начало XXI века их общая численность превышает 60 млн чел. Фотография 1908 года. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Индейцы — общее название коренного населения Америки


Согласно данным генетических исследований Мичиганского университета, предки современных индейцев и эскимосов переселились в Америку из северо-восточной Азии через так называемый «Берингийский мост» — древний широкий перешеек между Америкой и Азией на месте нынешнего Берингова пролива, исчезнувший более 12 тыс. лет назад.
Индейцы в экстравагантных ритуальных меховых одеждах, 1914 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Индейцы в экстравагантных ритуальных меховых одеждах


Международная группа исследователей, в которую входили сотрудники Института цитологии и генетики СО РАН, пришла к выводу, что генетической родиной первых американцев следует считать Алтай. Примерно 20-25 тыс. лет назад оттуда, по всей видимости, вышли предки индейцев, расселившиеся по Сибири и в конечном итоге добравшиеся до Америки. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы

В Северной Америке проживало около 400 племён индейцев. Все они говорили на разных языках и не имели письменности. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы

Хозяйство индейцев диктовалось условиями климата и местности, где они проживали, а также уровнем их развития. Индейцы занимались охотой, собирательством, а оседлые племена к тому же занимались земледелием. В северных районах индейцы охотились на морского зверя. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы


С появлением европейцев на континенте у индейцев появились лошади и огнестрельное оружие, которые сделали охоту на бизонов более лёгкой и быстрой. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы


Гости едут на индейскую свадьбу, Калифорния, 1914 год. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Гости едут на индейскую свадьбу, Калифорния


У индейцев Центральной Америки основное место в мифологии занимали мифы о возникновении огня и происхождении людей и животных. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы


Слева — Длинноухий Бен (1905 год), справа — медик их племени Навахо (1904 год). (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Слева — Длинноухий Бен (1905 год), справа — медик их племени Навахо (1904 год)


Североамериканские индейцы, как источник образов, сильно повлияли на романтическое направление в литературе и кинематографе. Благодаря художественным книгам и фильмам о них среднестатистический европеец знает об индейцах намного больше нежели о подобных племенах Африки, Азии, Океании. (Фото Library of Congress | Edward S. Curtis):
Коренные американцы
Эдвард Шерифф Кёртис (англ. Edward Sheriff Curtis; 16 февраля 1868, близ г. Уайтуотер, Висконсин, США — 19 октября 1952) — американский фотограф. Уникальная коллекция фотографий Дикого Запада и индейцев, созданная Кёртисом, насчитывает несколько тысяч изображений. Большая часть изображений приобретена Библиотекой Конгресса США, часть находится в частных собраниях.

Индейцы Эдварда Шериффа Кертиса | XXe | Indians by Edward Sheriff Curtis
Отец Кёртиса был священником и ветераном Гражданской войны в США, а родители матери происходили из Англии.
Около 1874 г. семья переехала из Висконсина в Миннесоту, где Кёртис сам изготовил собственный фотоаппарат. В 1880 г. семья переехала вновь, на этот раз в г. Кордова в штате Миннесота, где отец работал продавцом зелени.
В 1885 году в возрасте 17 лет Кёртис стал подмастерьем фотографа в г. Сент-Пол в штате Миннесота. В 1887 году семья переехала в Сиэтл, где Эдвард купил новый фотоаппарат и стал партнёром существующей фотостудии Расмуса Роути (Rasmus Rothi), уплатив за 50 % долю в предприятии 150 долларов. Примерно через полгода Кёртис расстался с Роути и заключил партнёрство с Томасом Гаптилом (Thomas Guptill).
В 1892 г. Эдвард женился на Кларе Дж. Филлипс (1874—1932), уроженке штата Пенсильвания. Её родители были выходцами из Канады. В браке родилось четверо детей: Гарольд (1893-?), Элизабет (1896—1973), Флоренс (1899—1987) и Кэтрин (1909-?).
В 1895 г. Кёртис сфотографировал Кикисомло (около 1800—1896), дочь Вождя Сиэтла, более известную среди горожан Сиэтла под прозвищем Принцесса Анджелина. Это была первая из его фотографий на индейскую тематику. В 1898, фотографируя гору Рейнир, Кёртис встретил группу исследователей, одним из которых был известный натуралист и индеанист Джордж Бёрд Гриннелл (en:George Bird Grinnell). Гриннелл заинтересовался фотографиями Кёртиса и пригласил его присоединиться к экспедиции, чтобы фотографировать племя пикани в Монтане в 1900 году.
В 1906 г. Джон Пирпонт Морган предложил Кёртису 75 000 долларов с тем, чтобы тот создал серию портретов североамериканских индейцев. Планировалось подготовить 20-томное издание, содержащее порядка 1500 фотографий. В возмещение своих затрат Морган должен был получить 25 комплектов и 500 оригинальных фотографий. Всего было опубликовано 222 комплекта. Цель Кёртиса, как он писал в предисловии к 1-му тому, состояла не только в том, чтобы сделать фотографии, но чтобы задокументировать насколько возможно полно повседневную жизнь американских индейцев, пока она не исчезла.
Кёртис сделал свыше 40 000 фотографий в более чем 80 племенах. Помимо фотографий, Кёртис записал образцы индейской речи и музыки на более чем 10 000 восковых цилиндров, собирал местные легенды и предания, описывал в своих записках традиционную пищу индейцев, их жилища, одежду, досуг и погребальные обряды. Он также составил биографические очерки племенных вождей, и его материал во многих случаях является единственным письменным источником по истории соответствующего племени до начала XX века.
16 октября 1916 г. супруга Кёртиса, Клара, подала иск о разводе, который был удовлетворён в 1919 году. Согласно решению суда, Клара получила фотостудию Кёртиса и все оригиналы его негативов в качестве частичного возмещения её иска. Тогда Эдвард Кёртис вместе с дочерью Бет отправился в студию и уничтожил все стеклянные негативы, не желая, чтобы они достались его бывшей жене. В дальнейшем Клара управляла студией Кёртиса вместе со своей сестрой Мелли Филлипс (1880-?).
Около 1922 г. Кёртис переехал в Лос-Анджелес вместе с дочерью Бет, где основал новую фотостудию. Чтобы заработать денег, он работал ассистентом кинооператора Сесиля де Милля, участвовал в съёмках фильма 1923 г. «Десять заповедей». 16 октября 1924 г. Кёртис продал права на свой этнографический фильм «В стране охотников за головами» Американскому музею естественной истории за 1500 долларов, хотя съемки фильма обошлись ему в 20 000 долларов.
В 1927 году, вернувшись в Сиэтл из путешествия по Аляске вместе с дочерью Бет, Кёртис был арестован за невыплату алиментов за прошедшие 7 лет. Общая сумма долга составляла 4500 долларов США, однако со временем сумма требований была снижена. Рождество 1927 г. впервые после развода вся семья — Кёртис, бывшая жена и все дети — провела вместе в доме дочери Флоренс в г. Медфорд, штат Орегон.
В 1928 г., нуждаясь в деньгах, Кёртис продал все права на свой проект Моргану-младшему. В 1930 г. он опубликовал завершающий том серии альбомов The North American Indian. В целом было продано 280 полных комплектов альбома.
В 1932 г. его бывшая жена Клара, которая до конца дней продолжала управлять фотоателье, утонула во время плавания на лодке в заливе Пьюджет-Саунд, а дочь Кэтрин переехала в Калифорнию, чтобы жить поближе к своему отцу и сестре Бет.
В 1935 г. права на альбом и оставшиеся неопубликованными материалы были проданы домом Морганов компании Чарлза Лориата (Charles E. Lauriat Company) в Бостоне за сумму в 1000 долларов плюс проценты от будущих продаж. В сумму продажи входили 19 переплетённых комплектов альбома The North American Indian, тысячи отпечатков фотографий, несшитые отпечатанные страницы и оригинальные стеклянные негативы. В свою очередь, Лориат переплёл оставшиеся неопубликованными страницы и продал их вместе с комплектами альбомов. Прочие материалы оставались нетронутыми в доме Лориата, где и были случайно обнаружены в 1972 году.
19 октября 1952 года, в возрасте 84 лет, Кёртис умер от сердечного приступа в доме своей дочери Бет и был похоронен на мемориальном кладбище на Голливудских холмах.

1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1905 год. Вожди народа сиу. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Мать и ребенок из племени апсароке. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Луци, из племени папаго. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Женщина племени квагул в одеяле чилкат с бахромой и маске умершего родственника-шамана. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Хакалахл, вождь племени накоакток. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Индеец народа квакиутл собирает моллюсков в Вашингтоне. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Девушки из племени пиеганов собирают золотарник. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Девушка из племени кахатика. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Молодой индеец из племени апачей. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1903 год. Эскади, из племени апачей. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индейцы из племени квакиутл в каноэ в Британской Колумбии. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индейцы из племени квакиутл в каноэ в Британской Колумбии. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индейцы из племени квакиутл прибыли на свадьбу в каноэ. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Шаман племени квакиутл выполняет религиозный ритуал. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индеец из племени коскимо, одетый как чудовище Хами во время церемонии Нумлим. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Танцовщица из племени квагул в одежде Paqusilahl («дикого лесного человека»). 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индеец племени квагул, одетый как медведь. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Танцоры из племени квагул. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Танцоры из племени накоакток в масках хаматца во время ритуала. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Индеец из племени апачей. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Медведь Полый Рог из племени брюле. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1906 год. Девушка из племени тева. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Женщина из племени апачей жнет зерновые. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1924 год. Индеец из племени марипоса в резервации Туле Ривер. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Индеец из племени хидатса с орлом. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Индеец из народа нутка целится из лука со стрелой. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Вигвамы племени пиеганов. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1905 год. Охотник из племени сиу. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Шаман из племени квакиутл. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индеец из племени квакиутл, одетый в маску, изображающую превращение человека в гагару. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Индеец из племени апсароке верхом на лошади. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1923 год. Вождь племени кламатов стоит на холме над озером в кратере, штат Орегон. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1900 год. Железная Грудь, индеец из племени пиеганов. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Черный орел, индеец из племени ассинибойнов. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1904 год. Индеец из племени навахо. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индеец из племени квакиутл в одеянии лесного духа Nuhlimkilaka («Несущий путаницу»). 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1923 год. Женщина из племени хупа. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1914 год. Индеец из племени Tsawatenok. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1900 год. Вожди пиеганов. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Индеец из племени джикарилла. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1905 год. Девушка из племени хопи. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Девушка из племени джикарилла. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1903 год. Женщина из племени зуни. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1905 год. Яхла, известный также как «Уиллоу», из поселения индейцев Таос-Пуэбло. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Женщина из племени папаго. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1923 год. Рыбак из племени хупа с копьем выжидает лосося. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Женщина из племени марикопа. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1905 год. Мальчик из племени тева в поселении Сан-Ильдефонсо Пуэбло. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1907 год. Женщина из племени марикопа. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Шаман из племени апсароке. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1924 год. Женщина из племени кауилла. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Дочь вождя племени народа квакиутл. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Охотник на уток из племени кутенаи. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1908 год. Медицинская Ворона, из племени апсароке. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Девушка из племени вишрам. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1904 год. Знахарь из племени навахо. 1904-1924 годы: Жизнь североамериканских индейцев в фотографиях Эдварда Кёртиса1910 год. Индейцы племени квагул танцуют во время затмения, стремясь восстановить луну.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий