Сибирь богата не только своими ресурсами и людьми, но и легендами и мифами о драгоценных кладах и схронах. Учёные разделили мифы по времени их образования – от кладов древних сибирских аборигенов и первопроходцев до сокровищниц времён Екатерины Великой. А также отметили указатели и приметы, по которым можно установить точное местонахождение сокровищ хана Кучума, Чингисхана, царя Тыгына и других драгоценных схронов.
Самые древние свидетельства попыток кладоискательства в Сибири учёные относят к началу XVII века. «Само захоронение, по сказаниям якутов, было сделано за несколько веков до этого, – рассказывает иркутский этнограф, кандидат исторических наук Роман Асеев. – А четыре века назад якутский царь Тыгын пытался отыскать артефакт, принадлежавший его древнему предку, самому первому правителю якутов Баджею Дадусдархану – «золотую телегу», некогда подаренную ему великим солнечным божеством. Для этого Тыгын отправился к шаманам, которые и указали царю с севера Сибири путь и конечную точку маршрута.
По легенде, частью навигации стала некая примета, подсказывающая, что кладоискатель идёт по верному пути к «золотой телеге». По обрывкам собранных сказаний, клад в теории должен находиться на севере озера Байкал под огромным куском гранита, по форме напоминающим птицу и поэтому прозванным Вороньим глазом. Сейчас эту скалу найти не могут, однако ещё в конце XIX века, согласно некоторым летописям, камень нависал над Байкалом в указанном месте».
КАРТА ЗОЛОТА СИБИРИ
ШАМАНЫ ТОЖЕ ИЩУТ КЛАДЫ
По преданию, Тыгын послал за кладом одного воеводу из своей армии вместе с большим отрядом воинов, но экспедиция пропала без следа. Такой же исход ждал второй поход за телегой из золота, на третий раз якутский правитель лично решил искать сокровище. Когда шаманы попытались отговорить правителя, убеждая царя в том, что пропажа двух экспедиций означает, что солнечное божество не хочет отдавать свой подарок, Тыгын казнил их, собрал большое войско и лично повёл их к Байкалу.
Согласно мифу, за пару дней до прибытия якутов к указанному месту их войско наткнулось на племя борджигинов, чьи владения были чуть южнее озера. В итоге кровавого сражения сам царь якутов погиб, а воины Тыгына позорно сбежали к себе на север.
На фото: ГРИФОН
Фото: ru.wikipedia.org
ЧУДЬ БЕЛАЯ
К слову, далеко не все схроны к разряду ценных хранилищ относят одновременно и сибирские легенды, и нынешнее поколение кладоискателей. Мнение о ценности тех или иных вещей даже полвека назад уже сильно отличается от нынешних. Но есть предания, которые одинаково ценят все искатели сокровищ.
Так, «чудские могилы» на землях нынешнего Сибирского округа до сих пор считаются хранилищами редких кладов. Предание гласит, что задолго до прихода русских в Сибири жила белоглазая чудь.
«Перед походом Ермака в чудской земле стала расти берёза, которая до того времени была тут неизвестна. Шаманы объяснили это явление тем, что скоро придут воины белого царя и покорят чудь. Та испугалась и зарыла себя заживо со всеми своими сокровищами, – пересказывает легенду бывалый искатель сокровищ иркутянин Алексей Шапин. – Из-за этого про все сибирские курганы, у которых сверху есть ямы, в народе говорят, что это место схрона чуди. Мол, курганы осели из-за подгнивших внутренних стоек, значит, внутри точно есть ценное захоронение».
Интересно, что эта легенда сильнее всего распространилась по Западной Сибири. В Восточной Сибири миф, напротив, встречался, по словам собирателей легенд, лишь среди некоторых племён аборигенов. Например, тунгусы в своих рассказах о своём покорении русскими переселенцами часто упоминают, что большая часть их прародителей делала накануне прихода захватчиков некие навесы, на который насыпали земли и камни. После всё племя собиралось под навес, подрубались столбы – люди заживо погребали себя.
«В этих самоорганизованных могилах, так называемых чудских ямах, скрываются великие богатства, уверяют тунгусы. Самое интересное, что есть несколько десятков подтверждённых письменно случаев, когда искатели сокровищ обогатились на чудских кладах в конкретных географических точках. Так, в Чердынском уезде существует две огромных горы – Золотая у села Акчим и Говорливая у одноименного села, – называет конкретные точки Шапин. – Обе скалы отчётливо поднимаются над окрестными селениями, и в обеих в разное время, согласно летописям местных церквей, были открыты чудские клады. Среди сельчан и сегодня популярна легенда о том, что по ночам там можно слышать, как звенит золото, которое перебирают горные духи».
На фото: ДЕНЬГИ ДЖУНГАРСКОГО ХАНСТВА
Фото: ru.wikipedia.org
ЗОЛОТО СКИФОВ В СИБИРИ
Детально о культуре скифов, в том числе о захоронениях сокровищ, в Российской империи учёные стали узнавать на территории нынешней Сибири – Пётр I начал собирать Сибирскую коллекцию скифского золота. «Изначально царь Пётр I в начале XVIII века в подарок от Демидова получил коллекцию золотых предметов, найденных в сибирских курганах. Это стало отправной точкой в вопросе изучения скифов и Сибири. Вероятно, несколькими годами ранее Пётр всё же видел красивые золотые изделия из коллекции мэра Амстердама Николса Витсена при посещении Голландии.
Может, ещё тогда у него возникла мысль собирать Сибирскую коллекцию, – полагает историк, доктор исторических наук Сергей Ребров. – Во всяком случае первые организованные раскопки скифских схронов в Сибири стартовали в период правления Петра I. Тогда были сделаны прекрасные находки из драгметаллов. Сейчас они хранятся в Эрмитаже».
По словам учёного, в начале I тыс. до н. э. практически все степи Евразии контролировала скифская этнополитическая общность, уникальная по размерам и однородности, что подтверждают археологические находки. В курганах Сибири были найдены сотни золотых предметов с изображением самих скифов. При этом часть артефактов подтверждает, что состав общности был настолько же многонационален, как и во времена Российской империи.
«На большой территории от Дуная на западе и до Ордоса на востоке, вплоть до Китайской стены, повсюду мы регулярно открываем скифские памятники. Больше чем на 7 тысяч километров простирается зона этих схронов, захватывая степи, горы и предгорья. Скифский мир заключался, минимум, между 30 и 40 градусами широты, – цитирует Ребров Вяземского. – При этом золото не самый главный источник информации о скифской цивилизации, хотя мастерами по драгметаллу скифы были редкими. В больших земляных курганах в основном мы находим металлические и керамические предметы, артефакты из кости, дерева, ткани, кожи и другой органики».
По этой причине, считает собеседник, сведения об истинной ценности скифских захоронений с течением времени менялись: к XVIII веку о них стали говорить с меньшим пиететом, в XIX интерес к ним вновь повысился.
«29 января с. г. крестьяне села Нижних-Серогоз, в числе 33 человек, по своему почину, занялись раскопками кургана, что возле села Нижних-Серогоз, под названием «Агузки». Этот курган разрыт был членом Археологической комиссии Веселовским в 1893 г., который и закончил раскопки. В настоящее же время вышесказанными крестьянами открыт совершенно новый туннель и найдено во время раскопок несколько предметов, которые от них мною отобраны и представляются Вашему высокоблагородию.
При этом имею честь доложить, что мною дальнейшее разрытие этой могилы было воспрещено ещё 12 сего января, сейчас же, как было обнаружено, что производятся раскопки; за сохранением этого кургана учрежден надзор, сделанные отверстия в кургане зарыты и виновные в числе 33 душ привлечены к законной ответственности», – так звучит рапорт местного пристава, указавшего в описи 19 золотых предметов весом 261,85 грамма.
Чуть позже эти слова подтвердит газета «Салгир» в номере от 1 февраля, в которой сказано, какие вещи нашли крестьяне. Приставу начальство немедленно поручило провести повторное расследование и найти указанные в газетной заметке предметы. Дознание выявило, что крестьяне под предводительством Василия Чумака большую часть находок от властей утаили: полиция конфисковала в итоге свыше 700 золотых предметов. Одна только стоимость драгметалла переводила находку в разряд крупных, не говоря уже об исторической ценности артефактов. При этом данная находка – один из многих эпизодов золотой лихорадки искателей «дарового» золота скифских мертвецов.
На фото: ОЛЕНЬ
Фото: ru.wikipedia.org
ЗОЛОТАЯ ЛИХОРОДКА
«Золото скифских «могил» казалось неистощимым. На территории современной Украины находятся несколько курганов. Известный курган Сорока грабили несколько веков, регулярно вытаскивая оттуда древние доспехи, которые ложно считали в то время польскими. Но и на долю ученых кое-что перепало. К примеру, Рыжановский курган в 1884 году удалось исследовать археологу Гринцевичу. И даже спустя 3 года после его раскопок в размытой дождем яме местный нашёл амфору и множество золотых украшений. Артефакты крестьянин втайне выкапывал несколько дней. И ещё после этого мужика археолог Оссовский нашёл в том же кургане 446 золотых предметов. Поистине неисчерпаемые схроны!» – восклицает историк Ребров.
Поиски золота в курганах и легальные, и незаконные исследователи всегда считали опасными для жизни.
«Речь не столько о мистическом страхе нечистой силы или привидений. В основном кладоискателей пугали настоящие риски подземных ходов и древних склепов – риски обрушений, – замечает кладоискатель Шапин. – Вот, к примеру, верстах в пяти от Купянска, по дороге в слободу Маночиновку есть большой курган, прозванный Острой могилой. Вероятно, эта насыпь была остатками древнего городища, к которому регулярно являлись кладоискатели, даже из соседних губерний.
Есть история, что одному из них удалось докопаться до дверей, запертых на большой висячий замок. Но только он дотронулся до замка, из-за двери послышался голос: «Прежде откопай на 80-саженной цепи ключ, тогда отопрёшь им все двери, и всё будет твоё. А ежели сломаешь замок – пропадёшь!». Тут-то перед дверью внезапно обвалилась земля, сам кладоискатель еле выбрался живой из кургана, дальше работать он отказался».
СОКРОВИЩА ЧИНГИСХАНА
Настоящее место захоронения Чингисхана ищут учёные нескольких стран. Могила завоевателя, по разным версиям, может находиться в Китае, Монголии или даже на юго-востоке Забайкалья. Также в поисках последнего пристанища Чингисхана археологи исследуют долину реки Онон и степи вокруг, однако до сих пор могилу найти не удалось.
«По массе сокровища Чингисхана оценить сложно, их приблизительная стоимость превышает все объемы, которые можно представить. Дело в том, что азиатский предводитель смог создать супергосударство, включающее в себя все территории и страны, которые он смог покорить. И вассалы должны платить дань императору. Эта дань, а также «десятина» – процент, отчисляемый военачальниками от всего награбленного в процессе войны имущества, вкупе и составляет так называемые сокровища Чингисхана. При этом все эти ценности должны были находиться в походной казне кочующего императора, – замечает Ребров. – Историки подсчитали, что по итогам военных кампаний в казне Чингисхана должно быть около 500 тонн золотых монет, слитков и изделий, 3000 тонн серебра и такой объем драгоценных камней, что не поддается счету».
После смерти Чингисхана на его трон взошёл старший сын, хан Угедей, который, по правилам Ясы, написанной самим Чингисханом, должен был унаследовать всю казну империи. Угедей же не получил ничего, помимо скота, одежды, посуды и других предметов быта.
«Все золото, добытое Чингисханом в Сибири, драгоценности Хорезма и Хивы, серебро Византии после смерти Великого монгола пропали без следа. Одно из многочисленных подтверждений этому содержится в китайском сборнике «История монголов», – добавляет археолог, кандидат исторических наук Игорь Слепнёв. – Самая живучая легенда на эту тему гласит, что перед последним походом на тангутов накануне своей смерти Потрясатель Вселенной втайне велел спрятать всю накопленную сокровищницу, которую разделили на семь частей и спрятали в семи так называемых колодцах Чингисхана.
Воины, прятавшие казну правителя монголов, по преданию, были умерщвлены, а после убили и тех, кто лишил жизни прятавших. И этих убийц тоже зарезали, гласит легенда. К слову, если бы не цепь этих многочисленных убийств, в то, что «семь колодцев Чингисхана» – выдумка, можно было бы поверить, однако убийства были! Есть доказательства: в историю они вплетены несколькими письменными источниками и устными сказаниями как династическая резня наследников Чингисхана».
На фото: ПРЯЖКА - ПЛАСТИНА ПОЯСНАЯ – СХВАТКА ГРИФОНА С ЯКОМ. IV-III ВВ. ДО Н.Э. ЗОЛОТО, БИРЮЗА. ПЛАСТИНА ПРОИСХОДИТ ИЗ СИБИРСКОЙ КОЛЛЕКЦИИ ПЕТРА
Фото: ru.wikipedia.org
КОЛОДЦЫ ВЕЛИКОГО МОНГОЛА
По расчетам историков и археологов, первые четыре из семи колодцев расположены на территории нынешнего Казахстана, вдоль маршрута озеро Балхаш – Джамбул – Астрахань. Оставшиеся три колодца находятся в Сибири по траектории от озера Байкал до Алтая и к Челябинску.
«Не так давно в свет вышли отрывки из дневника историка Миллера, в которых он утверждает, что в ходе поисков забайкальских схронов нашёл маленькие города, когда-то окруженные каменными стенами. Сейчас это земли Республики Бурятия. Упомянутые городки, богатые на мастерские по выплавке драгметаллов, разрушили, по расчётам Миллера, как раз в период нашествия Великого монгола. Байкальский «колодец Чингисхана», по Миллеру, расположен именно в Бурятии, возле ныне действующего Иволгинского дацана», – добавляет иркутский историк Ребров.
Бурятские коллеги его поддерживают, указывая на прямые доказательства расположения «колодца» у дацана.
Третий «колодец Чингисхана» в Сибири, по словам собеседников, находится на западе Сибири, возле Челябинска. Однако по его местонахождению у исследователей гораздо меньше ориентиров и указателей.
«Для его поиска придётся провести специальные исследования. Известно лишь, что при правлении Ивана III сибирский хан Чокан получил от государя приглашение переехать жить в Московию, что было очень почетно. Однако почему-то хан всё оттягивал свой переезд в столицу, хотя за него даже сватали племянницу государя. Историк Костомаров уверен, к примеру, что хан не мог уехать с кочевий, поскольку стерёг там сокровища Чингисхана. Кроме этого заключения ученого, есть несколько легенд, также подтверждающих существование «колодца Чингисхана» в западной части Сибири», – рассказывает Ребров.
Позже на месте кочевий хана Чокана была образована так называемая Синяя Орда, которую уничтожил Ермак. Первопроходец, согласно летописям, знал о сокровищах «колодца», но отыскать не смог.
Хотя об одном более-менее точном ориентире в одной из летописей упоминается. Так, на землях теперешнего Копейска ранее существовало село, где располагался полк сибирских татар, что-то охранявших. Что именно – неизвестно.
«Полк носил название «Артаубаш». Известно, что как раз в Артаубаш поисковые партии казаков отправлял покровитель Ермака, Строгов, разбогатевший на добыче соли, – добавляет Ребров. – К тому же, спустя век, именно сюда также засылал разведчиков промышленник Демидов. Что они искали? Конечно, сокровища третьего «колодца Великого монгола». В партиях обоих фабрикантов, к слову, состояли золотодобытчики и геммологи, однако по геологическим показателям золота в этих местах определённо не может быть».
Комментариев нет:
Отправить комментарий