вторник, 10 ноября 2015 г.

Загадки истории: пасквиль, погубивший Пушкина

1436640613_36

Так о какой тайне идет речь? Над какой разгадкой вот уже два века бьются исследователи творчества А. Пушнина?



Об Александре Сергеевиче Пушкине известно, кажется, все. Говорить о литературных произведениях гения русской литературы, это все равно, что окунуться в бескрайний океан, наполненный хрустально-прозрачной ключевой водой.
Много известно и о самой трагической странице его жизни – дуэли. Приведем слова великого русского писателя-философа Федора Достоевского «Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем».

Так о какой тайне идет речь? Над какой разгадкой вот уже два века бьются исследователи творчества А. Пушнина?
Известно, что незадолго до дуэли поэт получил странное письмо, а вернее, пасквиль, который, возможно, и стал причиной гибели Александра Пушкина.

Анонимное письмо было следующего содержания: «Полные Кавалеры, Командоры и рыцари светлейшего Ордена всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле, под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д.Л.Нарышкина, единодушно избрали г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена всех Рогоносцев и историографом Ордена».




В этом тексте есть прямой намек на близость жены поэта с царем. Поскольку все знали, что жена князя Д. Нарышкина, женщина изумительной красоты, длительное время являлась фавориткой царя Александра I и даже родила ему дочь.



Урождённая княжна Святополк-Четвертинская - фрейлина, жена обер-егермейстера Д. Л. Нарышкина .


Портрет Дмитрия Нарышкина работы Людвига Гуттенбрунна, Эрмитаж.

Современники так писали о «благодарности» царя Нарышкину: «Царь Александр I оригинально платил Нарышкину за любовь к себе его жены. Нарышкин приносил царю очень красивую книгу в переплете. Царь, развернув книгу, находил там чек в несколько сот тысяч, будто на издание повести, и подписывал этот чек. Но в последний раз, очевидно, часто и очень много просил Нарышкин, царь написал резолюцию: Издание этой повести прекращается». Поставив поэта на одну планку с Нарышкиным, автор пасквиля нанес Александру Пушкину болезненный и очень сильный удар. Оскорбленный поэт жаждал отомстить обидчику.




А. Пушкин был уверен, что автором оскорбительного письма является приемный отец офицера Дантеса – голландский посланник Геккерн. Поэт написал письмо шефу жандармов Бенкендорфе, которое адресат прочитал только после смерти поэта. Вот выдержка из этого письма: «… я убедился, что анонимное письмо исходило от г-на Геккерна, о чем считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества».
Третье отделение жандармерии, в последствии, пыталось разыскать анонимщиков, но их усилия не дали результатов. Не исключено, что достаточно профессиональная служба просто не стала афишировать громкие имена, которые были замешаны в этом грязном и мерзком деле. Также приказ о молчании, мог дать царь, который не хотел огласки причины гибели любимого Россией поэта.
Через много лет сын Николая I как-то за столом громко произнес: «Ну, вот теперь известен автор анонимных писем, которые были причиною смерти Пушкина, это графиня Нессельроде». Известно, что отец графини – министр финансов Д. Гурьев, прославился взяточничеством. В высшем свете гуляла эпиграмма, авторство которой приписывали Пушкину: «Встарь Голицын мудрость весил, Гурьев грабил весь народ, Аракчеев куролесил, Царь же ездил на развод». Графине тоже доставалось от Пушкина – анекдоты и эпиграммы о ней, клеймили эту злобную и надменную женщину. Не секрет и то, что она была очень дружна с Геккерном – приемным отцом Дантеса.



Портрет Натальи Николаевны Гончаровой (Ланской) — жены русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

После смерти мужа графини Нессельроде, который занимал пост министра иностранных дел, у него в сейфе нашли копию пасквиля, который получил Пушкин, поэтому графиню признали автором пасквиля. Но это только одна из версий. Ведь это письмо могло поступить министру в той же рассылке пасквиля, направленного не только поэту, но и многочисленным его товарищам.
Друзья Пушкина считали, что это грязное письмо написали два высокородных шалопая – князья Гагарин и Долгорукий, которые также были дружны с Дантесом и Геккерном. О молодом князе Долгоруком говорили как о шантажисте, интригане, человеке нечистоплотном как в нравственном, так и в моральном плане. В то же время Долгорукий был умен и образован, писал труды по русской генеалогии, а также одновременно был автором мерзких пасквилей. Однажды жена Долгорукого призналась, что ее муж участвовал в интриге против Пушкина. Конечно, слухи нельзя считать доказательством и друг Пушкина князь П. Вяземский написал по этому поводу: «Это еще не доказательство, хотя Долгоруков и был в состоянии сделать эту гнусность».
В 1928 году, по просьбе известного пушкиниста П. Щеголева, была проведена экспертиза почерка на пасквиле. Эксперт вынес однозначное заключение – «пасквильные письма о А.С.Пушкине в ноябре 1836 года написаны, несомненно, собственноручно князем Петром Владимировичем Долгоруковым». Это мнение продержалось до 1974 года, когда новейшая экспертиза опровергла выводы предыдущего исследования почерка на пасквиле. Результат – ни Долгорукий, ни Гагарин не являются авторами «диплома рогоносца», полученного Пушкиным. Возможно, это был некий человек, услуги которого были щедро оплачены.
 
В 1987 году была проведена еще одна экспертиза пасквиля. Выводы следующие:
- диплом написан не французом, поскольку есть буквы строго русского написания;
- диплом написан человеком из высшего общества;
- автором и исполнителем пасквиля был один и тот же человек;
- анонимка написана не Гагариным и не Долгоруким.
Так кем же?
Известный филолог Леонид Аринштейн утверждает, что пасквиль написал сын прославленного героя 1812 года – Александр Раевский. Благодаря отцу, он достаточно быстро продвигался по служебной лестнице и в 30 лет стал камергером. Л. Аринштейн писал: «Между тем, если обратиться к самому пасквилю, его стилистике, обратить внимание на некоторые его особенности, то можно прийти к выводу, что следы ведут… к давнему «злому гению» Пушкина – Александру Раевскому, человеку крайне безнравственному, принадлежащему к типу людей, обуреваемых комплексом превосходства. Смысл своей жизни А. Раевский видел в самоутверждении за счет унижения и подчинения себе окружающих. Познакомившись с Пушкиным в 1820 году (Пушкин провел в семье Раевских более трех месяцев) и тесно общаясь с ним в последующие четыре года (в Одессе), Раевский буквально терроризировал Пушкина, стремясь подчинить его своему демоническому влиянию.

Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
(«Демон»)

Раевский соперничал с Пушкиным в любовных делах, вливал в его душу яд скептицизма, всячески утверждая собственное превосходство. Блестящая карьера Раевского только укрепляла его маниакальную гордыню…



Безудержная гордыня подвела Раевского: в 1828 году он настолько зарвался, что учинил неприличный уличный скандал супруге генерал-губернатора графине Е.Воронцовой, за что, несмотря на все былые заслуги и чины, Император Николай выслал его из Одессы без права проживания в столицах. Лишь шесть лет спустя, в начале 1834 года, он получил дозволение поселиться в Москве.
Поэт был в то время в зените своей славы женат на первой красавице Петербурга, благосклонно принят при дворе и пользовался расположением самого Государя.
Для самовлюбленной и озлобленной души Раевского это было невыносимо: он не мог внутренне примириться с тем, что человек, которого он считал по всем статьям ниже себя, так превзошел его в жизненных успехах…



После еще одной встречи с Пушкиным в мае 1836 года, когда по Москве ходили толки о внимании к жене Пушкина самого Императора Николая-1, Раевский, с присущей ему злостью и желчностью, дает выход своим чувствам в едком, оскорбительном, насмешливом пасквиле…»



Также Аринштейн утверждал, что оттиск печати на пасквиле был выполнен печатью, принадлежащей А. Раевскому.
Впрочем, версий тех трагических событий множество, но теперь ясно, что правду мы уже, к сожалению, никогда не узнаем и тайна так и останется тайной.

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий